Улыбнись - и мир улыбнется в ответ
На выходных начала читать автобиографию Агаты Кристи - книга великолепная и, на мой взгляд, удалась даже более увлекательная, чем ее детективный истории. а еще я нашла столько всего общего с ней в своем детстве, что остается только посетовать на отсутствие такого же таланта к слову, но вообще-то я о другом.
мне очень понравился рассказ о том, как пятилетнюю Агату приучали к пользованию деньгами: карманных денег, как таковых, у нее не было, но она имела право раз в день взять с туалетного столика в родительской спальне всю мелочь, которую ее отец оставлял там для нее. она пишет, что это было тоже своего рода приключение и интрига, так как каждый раз там оказывалось другое число монет - когда пенс, когда больше, а когда и вообще ничего.
из собранных денег четыре пенса в неделю у нее уходило на конфеты в местной лавке (она тратила по пенсу на каждый из четырех сортов леденцов, получая в общей сложности фунт конфет в неделю), еще столько же (и вот тут я боюсь наврать с цифрой, так как деталь не запомнила, а книги под рукой нету) она должна была откладывать в специальную копилку, стоявшую у двери, деньги из этой копилки шли на подарки к рождеству и другим праздникам для необеспеченных детей, а все, что оставалось, Агата тратила на обустройство своего кукольного домика, картонная мебель для которого в те времена была достаточно дешева, чтобы ребенок мог накопить на нее.
эта схема обучения ребенка обращению с деньгами мне кажется очень удачной по двум причинам: во-первых и главных, ребенка с самого малого возраста учат не только получать и тратить, но и отдавать, быть ответственным по отношению к деньгам, а во-вторых, это то, что ребенок сам решает что из вещей - картонный пудинг или картонная ванна для него важнее в данный конкретный момент времени, потратит он мелочь сейчас или будет копить на игрушку своей мечты. взрослый не вмешивается в этот выбор, он только задает изначальные правила и контролирует, чтобы соблюдались они и только они.
еще вспомнилось как Эрнест Сетон-Томпсон в возрасте немного старше Агаты (ему было около десяти, но точно не помню) описывает, как ему хотелось купить книгу о канадских птицах, которая стоила целый доллар. он долго копил на нее и, когда пришел в магазин выяснилось, что пока он копил книга подешевела на целых 10 центов - сумму, которая далась ему тяжелее всего.
и на фоне этих примеров мне вспоминается реплика одиннадцатилетней дочери моей сотрудницы, которая на отказ матери купить что-то по причине того, что денег нету заявила: "ну, так пойди в банкомат и возьми". или младшая сестра моей университетской подруги, которая в возрасте 15 лет без всякой задней мысли взяла родительскую зарплатную карточку и купила сноуборд со всем необходимым снаряжением, не думая о том, что маме необходимы сапоги или заплатить аренду квартиры, или еще что угодно.
не знаю, в какой момент мы потеряли этот навык - учить детей как достаются и что делать с деньгами, но примеры вековой давности мне кажутся более социально адаптивными и более правильными лично для меня (хотя мои родители тоже не учили меня обращаться с деньгами до тех пор, пока я в возрасте 12 лет не нашла в кухонном шкафчике стопочку пятидесяток и не взяла, тоже, кстати, без всякой задней мысли, несколько штук - ведь мне нужны были альбомы для наклеек! это же обоснованная причина залезть без спросу в семейный бюджет), чем установка "мой ребенок ни в чем не будет знать отказа".
не могу судить, хороша она или нет, потому что, как правило, за ней стоит собственный детский опыт, но хотела бы закончить зарисовкой, которую наблюдала пару месяцев назад, когда ходила по магазину игрушек, выбирая подарок:
женщина и девочка лет 5-6 ходили между рядами игрушками и женщина, указывая то на одну, то на другую, говорила: - вот какие ... смотри! хочешь?
девочка рассматривала игрушку, а потом спрашивала, сколько она стоит и качала головой, отвечая: нет, это слишком дорого.
не знаю, возможно, это другая крайность, а возможно она, как Агата, выбирала, на что же потратить свой детский бюджет, доставшийся, например, на день рождения
мне очень понравился рассказ о том, как пятилетнюю Агату приучали к пользованию деньгами: карманных денег, как таковых, у нее не было, но она имела право раз в день взять с туалетного столика в родительской спальне всю мелочь, которую ее отец оставлял там для нее. она пишет, что это было тоже своего рода приключение и интрига, так как каждый раз там оказывалось другое число монет - когда пенс, когда больше, а когда и вообще ничего.
из собранных денег четыре пенса в неделю у нее уходило на конфеты в местной лавке (она тратила по пенсу на каждый из четырех сортов леденцов, получая в общей сложности фунт конфет в неделю), еще столько же (и вот тут я боюсь наврать с цифрой, так как деталь не запомнила, а книги под рукой нету) она должна была откладывать в специальную копилку, стоявшую у двери, деньги из этой копилки шли на подарки к рождеству и другим праздникам для необеспеченных детей, а все, что оставалось, Агата тратила на обустройство своего кукольного домика, картонная мебель для которого в те времена была достаточно дешева, чтобы ребенок мог накопить на нее.
эта схема обучения ребенка обращению с деньгами мне кажется очень удачной по двум причинам: во-первых и главных, ребенка с самого малого возраста учат не только получать и тратить, но и отдавать, быть ответственным по отношению к деньгам, а во-вторых, это то, что ребенок сам решает что из вещей - картонный пудинг или картонная ванна для него важнее в данный конкретный момент времени, потратит он мелочь сейчас или будет копить на игрушку своей мечты. взрослый не вмешивается в этот выбор, он только задает изначальные правила и контролирует, чтобы соблюдались они и только они.
еще вспомнилось как Эрнест Сетон-Томпсон в возрасте немного старше Агаты (ему было около десяти, но точно не помню) описывает, как ему хотелось купить книгу о канадских птицах, которая стоила целый доллар. он долго копил на нее и, когда пришел в магазин выяснилось, что пока он копил книга подешевела на целых 10 центов - сумму, которая далась ему тяжелее всего.
и на фоне этих примеров мне вспоминается реплика одиннадцатилетней дочери моей сотрудницы, которая на отказ матери купить что-то по причине того, что денег нету заявила: "ну, так пойди в банкомат и возьми". или младшая сестра моей университетской подруги, которая в возрасте 15 лет без всякой задней мысли взяла родительскую зарплатную карточку и купила сноуборд со всем необходимым снаряжением, не думая о том, что маме необходимы сапоги или заплатить аренду квартиры, или еще что угодно.
не знаю, в какой момент мы потеряли этот навык - учить детей как достаются и что делать с деньгами, но примеры вековой давности мне кажутся более социально адаптивными и более правильными лично для меня (хотя мои родители тоже не учили меня обращаться с деньгами до тех пор, пока я в возрасте 12 лет не нашла в кухонном шкафчике стопочку пятидесяток и не взяла, тоже, кстати, без всякой задней мысли, несколько штук - ведь мне нужны были альбомы для наклеек! это же обоснованная причина залезть без спросу в семейный бюджет), чем установка "мой ребенок ни в чем не будет знать отказа".
не могу судить, хороша она или нет, потому что, как правило, за ней стоит собственный детский опыт, но хотела бы закончить зарисовкой, которую наблюдала пару месяцев назад, когда ходила по магазину игрушек, выбирая подарок:
женщина и девочка лет 5-6 ходили между рядами игрушками и женщина, указывая то на одну, то на другую, говорила: - вот какие ... смотри! хочешь?
девочка рассматривала игрушку, а потом спрашивала, сколько она стоит и качала головой, отвечая: нет, это слишком дорого.
не знаю, возможно, это другая крайность, а возможно она, как Агата, выбирала, на что же потратить свой детский бюджет, доставшийся, например, на день рождения
В моем детстве не было карманных денег вообще. Были лихие девяностые, есть-то не всегда было, что, какие уж тут карманные деньги. Но давались деньги на школьные завтраки, вот я копила их. И так же выбирала, потратить на что-то более крупное или спустить на конфеты. По-моему, это нормально для каждого ребенка.
Также уже в более старшем возрасте, но без возможности своего заработка еще, мама давала мне деньги на маршрутку, а я топала 20 минут до соседней улицы, потому что там ходили троллейбусы, на которые распространялась школьная карточка.
Мне бы в голову не пришло взять какие-то найденные в доме деньги без задней мысли, потому что эти деньги не мои, а значит, воровство. В доме обычно были в доступе мелкие деньги на продукты, сдачу я всегда исправно приносила, если мама не разрешала оставить ее себе.
Все хотелки обсуждались с мамой. Когда была возможность, она мне покупала игрушки, наклейки, кофеты. Не было, и я свои деньги тоже уже потратила – ну, сама виновата, сиди без конфет.
У установки "мой ребенок ни в чем не будет знать отказа" тоже есть свои корни. Например, у меня не было никогда возможности покупать супер-модные красивые шмотки. Отец умер, когда мне было 8, мама осталась одна с двумя детьми, на дворе конец 93 года. Нет, я не ходила в обносках, все было чисто, прилично, цело, но не было того, что мне хотелось. Местами в этом виноваты не только деньги, а еще и мама, и ее вкус. Например, я помню время когда были жутко модные спортивные штаны с неоновыми зелеными полосками по бокам и кнопками. Ух, как я их хотела! Но мама не хотела, чтобы я была, как все. По той же причине у меня никогда не было сарафана с разрезами по бокам, светло-лиловой одежды и еще всякого. А на свитер с расклешенными рукавами мама сказала, что сама такой свяжет мне. Даже купила пряжу, даже начала вязать, но свитера я так и не дождалась.
Или куклы барби. У меня их было всего две и обе поддельные. Причем, первую потеряли мои подруги чуть ли не через месяц после того, как мне ее подарили. А у моей подружки было несколько настоящих барби. И у которой розовые звездочки наносились на волосы, и которую стричь можно было. Это мы не могли себе позволить.
Ну, и в итоге, мне 28, а я до сих пор помню те штаны, тот свитер и тот сарафан. А от куклы барби не отказалась бы и сейчас. Но, думаю, у меня так ее и не будет.)) Я могла бы себе ее позволить, но я – уже большая прагматичная девочка и найду более полезное применение этим деньгам. Но если у меня когда-нибудь будут дети, я постараюсь им покупать то, что они хотят. Не все, чтобы не избаловались, но хочется, чтобы у подросшего ребенка оставалось как можно меньше «свитеров» в голове.
Просто, имхо, люди разучились воспитывать детей. Показывать, что деньги – это не просто бумажки. Можно не отказывать ребенку почти ни в чем, но делать это завуалировано, как родители Агаты, например. Ведь мы не знаем, от каких факторов зависели суммы. Может, родители видели, как хочется ребенку редкий деревянный стульчик, и клали чуть больше.
Например, в 15 я уже знала, где у мамы лежат крупные деньги. Да и в более раннем возрасте тоже. На всякий случай, и просто бывало нужно купить что-то крупное, мама звонила, просила и говорила, где лежат. Но мне не приходило в голову взять их и купить… Ну не знаю, что-то эквивалентное сноуборду. И это было воспитание, а не невозможность совершить…
А книжка хорошая все равно)) Как называется?
зачем ему об этом думать, если есть я мне кажется, вот как раз с этой установкой тебе и можно работать. хотя, в любом случае, это нелегкая задача, так что терпения тебе в этом и удачи
Голова Великого Магистра, Но давались деньги на школьные завтраки, вот я копила их. И так же выбирала, потратить на что-то более крупное или спустить на конфеты. По-моему, это нормально для каждого ребенкаТакже уже в более старшем возрасте, но без возможности своего заработка еще, мама давала мне деньги на маршрутку, мне денег на школьные завтраки не давали
а! нет! вру! в пятом классе у меня был стабильный источник дохода
хотя вот барби у меня была. настоящая. буржуйская. дядя из гдр привез и подарил, когда мне было 7 лет. и я из рваных маминых капронок шила ей вечерние платья
А книжка хорошая все равно)) книга шикарная. я прямо устраиваю дома литературные вечера, зачитывая целые главы
Как называется? так и называется: Автобиография.
ее впервые издали уже после смерти Кристи
Ну, у нас не было завтраков в школе, поэтому мама давала деньги на булочки какие-нибудь, чтобы весь день я голодная не ходила.
И зайцем я тоже порой ездила, чтобы сэкономить деньги маме. И скрывала от нее, чтобы она не расстраивалась.
денег на маршрутки тоже не было - в восьмом классе я честно ездила зайцем.
Я говорю по 11тый) Был уже 2001 год, после 98 все оправились и на ноги хоть как-то встали.) И мне уже было 16.
Про жевачки не помню. Видимо, они не были самоцелью)) Иногда бывали, иногда не было)
Как называется? так и называется: Автобиография.
Ага, спасибо.
Я говорю по 11тый) Был уже 2001 год а-а
Про жевачки не помню. Видимо, они не были самоцелью)) жвачки я очень хорошо помню. я была в 8 классе, когда у нас ввели гривны (не помню, было мне уже 12 или еще нет, возможно, что еще и нет), и я радовалась, что за одну копейку можно будет их 10 купить, а потом оказалось, что я напутала и на 10 - одну
Ага, спасибо. пожалуйста
А соевый паштет я, видимо, до сих пор не пробовала)
Кстати, я почему-то думала, что ты младше меня)))
Поделюсь. Я, впрочем, обо всех прочитанных книгах делюсь впечатлениями, даже специальная запись есть)
Кстати, я почему-то думала, что ты младше меня))) у меня стиль общения дурашливый, мне просто слишком часто говорят, что я слишком серьезная, вот я и вырабатываю глазки шрековского котика
хотя на самом деле, не намного я и старше
Поделюсь буду ждать