надо сказать, что там я не была со школы - я училась рядом и нас туда выводили изредка, в качестве "культурной программы". а зря! там, например, есть показы записей британского театра (на эти показы я пытаюсь попасть уже давно, с лета, кажется, но почему-то каждый раз, когда там идет спектакль, на который я хотела бы сходить, обстоятельсва складываются таким образом, что мне это никак не удается - просто заговор какой-то!).
но вот на прошлой неделе мы туда пошли на "Теорию всего" - так вышло, что время сеанса в нем было самое удачное - и тогда же наткнулись на афишу "Выходные в опере" - показ записей опер различных опер() в 3-д. формат подкупал (вообще-то давно пора было кому-то это сделать), а в кошельке испуганно жались к стенке остатки неосвоенной зарплаты, поэтому мы спонтанно решили не откладывать все в долгий ящик и купили билеты на "Аиду".
... я подозревала, что должно быть классно, но того, что увидела не ожидала вообще (видимо потому, что я крот и на афишах вижу только самые большие буквы, а остальные или не вижу, или не читаю) - С., правда, говорил, что зачитывал мне, но я не помню. словом, Аида оказалась не просто итальянской постановки, но и постановкой на сцене "Arena di Verona" чтоб вы понимали, как-то так: .
оригинальная постановка впервые поставлена в 1913 году, божественные декорации, шикарные массовки, продуманные до последней детали и голоса, голоса! с первой же секунды я почувствовала себя юной Гайде, которая впервые попала в оперу и так увлечена, что позабыла обо всем на свете (кстати, этому очень способствовали английские субтитры, потому что как ни хороша была опера, но выдержать два с половиной часа без перерыва на итальянском языке я вряд ли бы смогла мой словарный запас разговорного итальянского ограничен тремя китами: аморе, морте и рагацца!). семь камер то приносили под свет софитов, показывая малейшее движение губ и рук, то уносили под небеса, поражая величественностью зрелищ. постепенно темнело, легкий ветерок шевелил шелковые рукова героинь, страусовые перья опахал и длинную жесткую зелень пальм, заставляя думать, что ты где-то рядом - случайный зритель разыгравшейся сцены.
где-то к концу второго акта я получила стопроценнтное эстетическое перенасыщение и наконец-то поняла, почему в прежние времена люди часто приезжали в оперу к определенному акту, а после него нередко уезжали: опера - нелегкое искусство, способное насытить все органы чувств в очень короткий срок.
в начале третьего я почти отрубилась не смотря на то, что он из всех четырех самый уютный, символичный и романтичный, но к его середине у меня открылось "второе дыхание", во многом благодаря Ambrogio Maestri и его колоритному царю Эфиопии
я наслаждалась всем: символизмом в костюмах, меняющихся от акта к акту, возможностью рассмотреть, как работает каждый из певцов голосом и телом, потрясающими декорациями, "вписанными" в повседневный мир (в первых минутах первого акта, когда актеры благоговейно внимали вести гонца, на заднем плане прошел белый котик, который всем своим видом говорил "вообще-то я собрался подняться по этим ступенечкам и полежать на них, но раз уж вы все здесь шастаете, то я пойду и полежу еще где-нибудь" - не знаю, случайность ли это или же гениальная задумка режисера - Египет же все-таки, но "фишечка" получилась просто очаровательная).
подводя итоги, я в полном восторге! С. тоже плюс ему особое удовольствие доставил балет, в котором он радостно опознал элементы средневековых танцев, которыми "в ранней юности" занимался
хотя, недостатки у формата все-таки есть: во-первых, мне очень сильно не хватало возможности хлопать - как-то не с руки, все-таки, хлопать записи, но эмоции, которые обычно выходят наружу с овациями, наружу рвались, но не находили выхода, как от них не лопнуть я так и не придумала
словом, хоть завсегдатаем оперы я и не стала за один-единственный раз, но возможность видеть постановки лучших оперных театров мира не уезжая из родного города - это потрясающий опыт, который по возможности и под вдохновение я бы с удовольствием повторила
если хотите получить приблизительное представление, то вот пара минут шествия из второго акта