На выходных начала читать автобиографию Агаты Кристи - книга великолепная и, на мой взгляд, удалась даже более увлекательная, чем ее детективный истории. а еще я нашла столько всего общего с ней в своем детстве, что остается только посетовать на отсутствие такого же таланта к слову, но вообще-то я о другом.
мне очень понравился рассказ о том, как пятилетнюю Агату приучали к пользованию деньгами: карманных денег, как таковых, у нее не было, но она имела право раз в день взять с туалетного столика в родительской спальне всю мелочь, которую ее отец оставлял там для нее. она пишет, что это было тоже своего рода приключение и интрига, так как каждый раз там оказывалось другое число монет - когда пенс, когда больше, а когда и вообще ничего.
из собранных денег четыре пенса в неделю у нее уходило на конфеты в местной лавке (она тратила по пенсу на каждый из четырех сортов леденцов, получая в общей сложности фунт конфет в неделю), еще столько же (и вот тут я боюсь наврать с цифрой, так как деталь не запомнила, а книги под рукой нету) она должна была откладывать в специальную копилку, стоявшую у двери, деньги из этой копилки шли на подарки к рождеству и другим праздникам для необеспеченных детей, а все, что оставалось, Агата тратила на обустройство своего кукольного домика, картонная мебель для которого в те времена была достаточно дешева, чтобы ребенок мог накопить на нее.
эта схема обучения ребенка обращению с деньгами мне кажется очень удачной по двум причинам: во-первых и главных, ребенка с самого малого возраста учат не только получать и тратить, но и отдавать, быть ответственным по отношению к деньгам, а во-вторых, это то, что ребенок сам решает что из вещей - картонный пудинг или картонная ванна для него важнее в данный конкретный момент времени, потратит он мелочь сейчас или будет копить на игрушку своей мечты. взрослый не вмешивается в этот выбор, он только задает изначальные правила и контролирует, чтобы соблюдались они и только они.

еще вспомнилось как Эрнест Сетон-Томпсон в возрасте немного старше Агаты (ему было около десяти, но точно не помню) описывает, как ему хотелось купить книгу о канадских птицах, которая стоила целый доллар. он долго копил на нее и, когда пришел в магазин выяснилось, что пока он копил книга подешевела на целых 10 центов - сумму, которая далась ему тяжелее всего.

и на фоне этих примеров мне вспоминается реплика одиннадцатилетней дочери моей сотрудницы, которая на отказ матери купить что-то по причине того, что денег нету заявила: "ну, так пойди в банкомат и возьми". или младшая сестра моей университетской подруги, которая в возрасте 15 лет без всякой задней мысли взяла родительскую зарплатную карточку и купила сноуборд со всем необходимым снаряжением, не думая о том, что маме необходимы сапоги или заплатить аренду квартиры, или еще что угодно.
не знаю, в какой момент мы потеряли этот навык - учить детей как достаются и что делать с деньгами, но примеры вековой давности мне кажутся более социально адаптивными и более правильными лично для меня (хотя мои родители тоже не учили меня обращаться с деньгами до тех пор, пока я в возрасте 12 лет не нашла в кухонном шкафчике стопочку пятидесяток и не взяла, тоже, кстати, без всякой задней мысли, несколько штук - ведь мне нужны были альбомы для наклеек! это же обоснованная причина залезть без спросу в семейный бюджет), чем установка "мой ребенок ни в чем не будет знать отказа".
не могу судить, хороша она или нет, потому что, как правило, за ней стоит собственный детский опыт, но хотела бы закончить зарисовкой, которую наблюдала пару месяцев назад, когда ходила по магазину игрушек, выбирая подарок:
женщина и девочка лет 5-6 ходили между рядами игрушками и женщина, указывая то на одну, то на другую, говорила: - вот какие ... смотри! хочешь?
девочка рассматривала игрушку, а потом спрашивала, сколько она стоит и качала головой, отвечая: нет, это слишком дорого.
не знаю, возможно, это другая крайность, а возможно она, как Агата, выбирала, на что же потратить свой детский бюджет, доставшийся, например, на день рождения